1. ВВЕДЕНИЕ
Изменения в общественно-экономической формации, произошедшие в России на
рубеже веков, вызвали резкое увеличение масштабов и числа угроз
общественной безопасности. Расширился спектр угроз особо важным объектам
(в первую очередь, военным, транспортным, промышленным, объектам
ядерно-оружейного комплекса и ядерной энергетики, объектам ТЭК),
социально значимым гражданским объектам и гражданам со стороны
террористических, организованных группировок, преступного уголовного и
подчас психически неуравновешенного элемента. Конечно, борьба с
причинами и непосредственно с угрозами – задача государства, но
обеспечение общества соответствующими техническими средствами - дело
ученых, инженеров, производственников.
В стране резко возросла потребность в развитии и совершенствовании
методов и средств управления уровнем безопасности не только важных
объектов, но и предприятий среднего и малого бизнеса, жилья и имущества
граждан. Есть сферы, где наука уже сейчас предлагает эффективные способы
и технические меры обеспечения безопасности, в частности, особо важных
объектов. Однако все это – «щит», который по определению на шаг отстает
от атакующего «меча». Предвосхитить возможную атаку объекта защиты,
создать и применить адекватные условия и средства противодействия ей -
вот главные цели и задачи обеспечения безопасности.
Одним из ключевых элементов различных систем физической защиты (СФЗ)
любых объектов и самого человека является запирающее устройство (ЗУ),
основное предназначение которого - ограничить несанкционированный доступ
посторонних лиц, а возможно, и части персонала организации (или членов
семьи) к объекту защиты.
Понятие «запирающее устройство» имеет весьма глубокий древний
философский смысл и несет в себе, как и любая СФЗ, конфликтную
составляющую антагонистических интересов. Так, ЗУ входной двери квартиры
должно безотказно функционировать по воле хозяев (в том числе их детей и
пожилых людей) как на вход, так и на выход. Оно должно достаточно долго
сопротивляться воле злоумышленников, но не должно препятствовать
спасению имущества и людей в катастрофической или экстремальной
ситуации, а также серьезно препятствовать действиям спасателей,
ремонтников и т.п.
Более 40 лет назад заказы на специальные запирающие устройства (СЗУ)
высокой надежности поступали от госструктур СССР для использования на
объектах особой важности. За эти годы производилась довольно большая
номенклатура СЗУ:
- механических врезных, накладных и навесных
замков для дверей помещений, ворот зданий и территорий, для дверей
сейфов и приборных шкафов, крышек пультов управления и люков;
- электромеханических замков для дверей
помещений и ворот;
- кодовых устройств для замков дверей и ворот
(в т.ч. с контролем доступа), для чемоданов, кейсов и портфелей;
- одноразовых запорно-пломбировочных устройств
различного назначения;
- механизмы «секрета» для замков дверей,
капота, крышки багажника, пробки бензобака и замка зажигания российских
легковых автомобилей;
- иных оригинальных замков.
По международным и российским нормативным документам система физической
защиты представляет собой совокупность организационных и
инженерно-технических мероприятий, направленных на пресечение угроз
объекту со стороны вероятных внешних и внутренних нарушителей.
Целью данной работы является разработка рекомендаций, предназначенных
для сотрудников вневедомственной охраны, осуществляющих проверку уровня
инженерно-технической укрепленности категорированных объектов в части
запирающих устройств. Результаты работы необходимо использовать при
переработке и разработке новых нормативных технических документов,
регламентирующих требования по инженерно-технической укрепленности,
антитеррористической, в том числе противокриминальной защищенности
объектов, подлежащих обязательной охране полицией, объектов охраняемых
подразделениями вневедомственной охраны полиции, объектов органов
внутренних дел Российской Федерации.
Перечень запирающих устройств, предназначенных для собственников
объектов, тыловых подразделений МВД России, специалистов, осуществляющих
мероприятия по проектированию, строительству, капитальному ремонту,
приему в эксплуатацию объектов, а так же сотрудников подразделений
вневедомственной охраны полиции, осуществляющих мероприятия по проверке
уровня инженерно-технической укрепленности и антитеррористической, в том
числе противокриминальной защищенности объектов приведен в «Обзоре
запирающих устройств, имеющихся на отечественном рынке».
Далее
>>> |