2.6. Электронные пломбировочные устройства
Электронные пломбировочные устройства (ЭПУ): ПУ с элементами электронной
памяти, логики и передачи информации, автоматически формирующее
дополнительные идентификационные признаки (радиочастотные, оптические),
сигналы сохранности и вскрытия ЭПУ, информацию о состоянии объекта,
автоматически передающиеся (или считываемые)
на пульт контроля. ЭПУ реализуются комплексом технических средств,
включающих: элементы памяти, блок питания, модулятор, шифратор,
дешифратор, приемопередатчик и т. п., и внешними средствами для передачи
(кодирования) и снятия информации с ЭПУ, ее обработки (декодирования) и
передачи на пульт контроля. Внешние технические средства могут быть
реализованы в стационарном и переносном вариантах.
При защите интересов государства не бывает мелочей. Такие технические
средства, как пломбы, уже давно широко и активно используются для
системного решения задач безопасности и логистики в транспортной
отрасли. Главный элемент системы – пломба – носитель информации о
событиях до и после ее установки на защищаемый объект, позволяет
объективно разделить ответственность между участниками процессов (охрана
объектов, транспортировка грузов, таможенные процедуры и т.д.).
За многовековой исторический период пломба из простейшей конструкции (из
дерева, свинца, пластика, алюминия и т.д.) с защитным оттиском
превратилась в уникальное изделие из металла и конструкционной
пластмассы, несущая уникальную информацию с
помощью заводского кода, штрих-кода, микрочипа или микроэлектронного
модуля, работающего по принципу RFID-технологий. Отдельные модели пломб
обладают функцией запорного механизма с усилиями разрушения более 2 тонн
при собственной массе около 100 г. Главное качество пломбы – стойкость к
механическим и криминальным воздействиям. Пломбу невозможно вскрыть,
пломбу можно только разрушить. Для контроля использования пломб
потребителями и их обслуживания (особенно для пломб с микрочипом и
микроэлектронными модулями) необходима отдельная инфраструктура,
включающая технические средства сбора, обработки и передачи информации,
информационные базы данных, законодательное и нормативное обеспечение.
Для обеспечения государства уникальными пломбами требуется целая
индустрия высокотехнологичных производств и современная инфраструктура
их учета и контроля, работающая совместно с логистическими центрами и
сетями управления материальными потоками (порты, оптовые склады, базы,
грузовые станции, логистические центры и т.п.).
Конструкции пломб позволяют эффективно наращивать функциональные
возможности за счет встраивания микрочипов и микроэлектронных модулей,
использующих технологии радиочастотной идентификации (RFID), глобального
позиционирования и навигации (GPS, ГЛОНАСС), беспроводной
телекоммуникации и связи (WiFi, GPRS/CDMA), международной информационной
сети (интернет).
Особенностью таких систем является возможность преставления в реальном
режиме времени информации о контейнере, грузе, пломбе, их местоположении
и состоянии на специальном защищенном веб-сайте, доступном для различных
субъектов транспортного процесса – грузоотправителя, грузоперевозчика,
транспортной компании, грузополучателя, страховой компании,
банка-плательщика по контракту, таможенных органов, национальных
инспекций по надзору, контролю и безопасности. В настоящее время эта
система получила развитие и распространена на морские перевозки между
Китаем и Японией, Малайзией, Кореей, Сингапуром, а также с Европой. В
рамках международного технического комитета ISO 104 «Контейнеры», TC 4
«Идентификация и связь» разработан проект стандарта ISO/NP 18186
«Контейнеры грузовые. Радиочастотная идентификация. Грузовые
транспортные метки», устанавливающего требования к архитектуре и
характеристикам таких систем.
ПУ с элементами электронной памяти, логики и передачи информации,
автоматически формирующее дополнительные идентификационные признаки
(радиочастотные, оптические), сигналы сохранности и вскрытия ЭПУ,
информацию о состоянии объекта, автоматически передающиеся (или
считываемые) на пульт контроля. ЭПУ реализуются комплексом технических
средств, включающих: элементы памяти, блок питания, модулятор, шифратор,
дешифратор, приемопередатчик и т.п., и внешними средствами для передачи
(кодирования) и снятия информации с ЭПУ, ее обработки (декодирования) и
передачи на пульт контроля. Внешние технические средства могут быть
реализованы в стационарном и переносном вариантах.
В настоящее время проводятся испытания нескольких вариантов систем
радиоэлектронного пломбирования транспортных средств с использованием
радиочастотных меток UHF диапазона, функций глобального позиционирования
(GPS, ГЛОНАСС) и беспроводной телекоммуникации (WiFi, GPRS\CDMA) с
управляющими БД и информационными сетями, включая Интернет.
Система «СТРАЖ-НАВИГАТОР» - это специализированный программно-аппаратный
комплекс, который включает в себя программное обеспечение, компьютерное
и бортовое оборудование, совмещенное с системой пломбирования
транспортного средства и (или) груза.
Спутниковая система мониторинга транспорта «СТРАЖ-НАВИГАТОР» имеет
открытую архитектуру, гибкость, масштабируемость, это позволяет
интегрировать ее в любую бизнес-систему предприятия, оптимально решать
самые нестандартные и сложные задачи, подстроиться под любые требования
Заказчика.
Как работает система мониторинга «СТРАЖ-НАВИГАТОР»?
На транспортное средство и (или) груз навешивается
запорно-пломбировочное устройство (ЗПУ), совмещенное с электронной
компонентой, определяющей по сигналам спутников системы ГЛОНАСС/GPS,
местоположение, скорость, направление движения техники.
Оборудование также снимает показания с различных датчиков и передает их
по каналам мобильной связи в кодированном виде на компьютер диспетчера.
Интеллектуальный модуль пломбирования включает серийно выпускаемые
силовые ЗПУ повышенной надежности и съемные блоки навигационного
мониторинга многократного применения, конструктивно сопрягаемые с ЗПУ.
Основные функции:
- Определение навигационных параметров (НП) по
сигналам ГЛОНАСС/GPS;
- Передача НП в Центр мониторинга (ЦМ)
и контроля и их запись во внутреннюю
энергонезависимую память;
- Контроль маршрута транспортного средства
по заданным точкам контроля, зоне нахождения и временным
интервалам;
- Определение координат транспортного средства
с погрешностью не более 10 м;
- Хранение в энергонезависимой памяти
логистической информации (номер транспортного средства, вагона,
контейнера, номер рейса, маршрут, даты убытия и прибытия, номер
транспортной накладной сведения о грузе, грузоотправителе и
грузоплучателе), и ее передача потребителю по команде ЦМ;
- Опрос датчиков (идентификации водителя,
расхода топлива, температуры, ударов и т.п.), установленных на
транспортном средстве;
- Прием и выполнение команд, поступающих
из ЦМ;
- Передача сигнала тревоги при вскрытии
пломбы.
Программное обеспечение диспетчера в режиме «on-line»
отображает на электронных картах подробный маршрут движения, ускорения и
торможения, скорость, въезд и выезд из
контрольных зон, остановки, состояния датчиков. Информация сохраняется и
отображается в виде треков движения на
электронной карте, а так же графиков, а так же в табличном виде. Данные
хранятся неограниченное время и в любой момент можно сформировать отчет
о пробеге, времени работы, простоях, посещении заданных районов,
потреблении топлива, заправках и сливах, скоростных режимах,
срабатывания датчиков открытия дверей и другие.
Информация из системы спутникового мониторинга
«СТРАЖ-НАВИГАТОР» может использоваться в автоматизированных системах
учета и управления предприятием (Транспортная логистика, 1С и др.).
Рабочие места диспетчеров можно объединить в
глобальную или локальную сеть.
Функциональные возможности программного обеспечения «СТРАЖ-НАВИГАТОР»
в области мониторинга:
- отображение местоположения, направления движения и состояния
транспортных средств (ТС) на электронной карте;
- мониторинг местоположения ТС и грузов в реальном времени;
- определение состояния ТС, работы специальных систем и оборудования на
основе показаний датчиков,
в области контроля:
- контроль реального пробега автомобиля;
- контроль времени и места начала и окончания работы, остановок,
погрузки, разгрузки;
- контроль топлива (заправки, слива, расхода);
- подсчет пассажиров в транспорте;
- контроль выполнения маршрутных заданий;
- контроль времени работы (моточасов) спецтехники;
- задание контрольных зон на электронной карте и получение сообщений о
выходе ТС за их пределы,
в области анализа:
- отчет о движении (маршруты, скорость, пробег, стоянки, стиль вождения
и др.);
- отчеты о топливе (заправки, слив, расход);
- специализированные отчеты (состояние датчиков, моточасы, работа
отдельных узлов и агрегатов спецтехники и т.д.).
Разнообразие конструкций и характеристик пломбировочных устройств
позволяет использовать их для защиты любых объектов: вагонов,
контейнеров, цистерн, сейфов, контрольно-измерительных приборов,
складских помещений, автотранспорта, и т.п.
На мировом рынке применяются миллионы пломбировочных устройств различных
видов (типов) и назначения. В практическом плане принято рассматривать
пломбировочное устройство, как важнейший элемент системы безопасности,
обеспечивающий индикацию криминального вмешательства и защиту объекта от
несанкционированного доступа, идентификацию, учет и контроль объектов и
грузов, решение логистических задач. Одновременно пломбировочные
устройства являются материальным свидетельством соблюдения таможенных и
пограничных режимов, применения санитарных, ветеринарных и
фитосанитарных мер, в т.ч. принятых Таможенным союзом на 2011-2015 годы,
унификации фискальных процедур и тарифов в международной торговле,
средством обеспечения сохранности от порчи и хищений при перемещениях
грузов, фактором разделения материальной и юридической ответственности
субъектов международной торговли и транспортных операторов.
Далее
>>> |