2. КЛАССИФИКАЦИЯ (КАТЕГОРИРОВАНИЕ) ОХРАНЯЕМЫХ ОБЪЕКТОВ В ЗАВИСИМОСТИ
ОТ СТЕПЕНИ ИХ ЗНАЧИМОСТИ (ВАЖНОСТИ) И ОПАСНОСТИ
2.1 Общие принципы классификации (категорирования) охраняемых
объектов
Классификация (категорирование) охраняемых объектов различных форм
собственности и ведомственной принадлежности проводится с целью
формирования комплекса дифференцированных требований к системам
антитеррористической и противокримнальной защиты.
Выполнение указанных требований должно обеспечивать минимально
необходимые и достаточные уровни безопасности объектов в соответствии с
их категориями значимости (важности) и опасности.
Категории значимости (важности) и опасности объектов формируются с
учетом оценки возможного ущерба интересам личности, общества и
государства при реализации в отношении объектов преступных деяний, в том
числе путем воспрепятствования (нарушения) их нормальному
функционированию.
Категории объектов и критерии категорирования
Анализ существующих ведомственных методик категорирования объектов, а
также материалов научных наработок по данному вопросу свидетельствует о
том, что количество категорий целесообразно устанавливать, сообразуясь с
массивом угроз, вместе с тем единый подход к их группировке (критериям
группировки) до настоящего времени отсутствует.
Так, угрозы безопасности объектов в общем виде можно подразделить на две
большие группы: объективные (не зависящие от человека) и субъективные,
вызванные тем или иным видом человеческой деятельности.
Объективные угрозы могут быть природного (предопределяться, главным
образом, возможностью стихийных бедствий) и техногенного (возможность
катастроф и аварий, связанных с ограниченной надежностью техники и с не
выходящими за пределы заложенных при проектировании объекта рисками)
происхождения.
Субъективные угрозы объекту формируются неумышленными, вынужденными и
умышленными (преднамеренными) действиями человека.
Неумышленные угрозы вызываются неправильной деятельностью персонала
объекта: халатностью, невнимательностью, недооценкой важности задач и
принципов организации систем защиты объекта, а также последствий
возможных угроз.
Вынужденные угрозы носят, как правило, социальный характер, выражаются в
массовых выступлениях населения, обращениях к власти, исках в суды,
блокировании доступа персонала на объект, саботаже и т. п.
Умышленные угрозы можно разделить на криминальные и террористические.
В соответствии с ГОСТ Р 51551-2006 «Системы охраны и безопасности.
Термины и определения» криминальной угрозой является совокупность
условий и факторов, создающих опасность преднамеренного противоправного
нанесения ущерба объекту и имуществу, здоровью и жизни физического лица,
хищения материальной и интеллектуальной собственности, а
террористической угрозой – совокупность условий и факторов, создающих
опасность преднамеренного противоправного уничтожения или нанесения
ущерба объекту, гибели людей, причинения им значительного имущественного
ущерба с применением холодного, огнестрельного оружия, взрывчатых
веществ либо наступления иных общественно опасных последствий.
Неумышленные или вынужденные угрозы также могут инициироваться
террористами (устрашение или запугивание, использование человеческих
слабостей и т. п.).
В настоящих рекомендациях основное внимание уделено обеспечению
эффективной защиты объектов от криминальных угроз.
В зависимости от тяжести последствий (размера и характера возможного
ущерба) различают угрозы:
- низкой степени опасности – вызывающие местные или локальные
чрезвычайные ситуации либо сравнимые с ними иные последствия;
- средней степени опасности – вызывающие территориальные чрезвычайные
ситуации либо сравнимые с ними иные последствия;
- высокой степени опасности – вызывающие региональные чрезвычайные
ситуации либо сравнимые с ними иные последствия;
- очень высокой степени опасности – вызывающие трансграничные или
федеральные чрезвычайные ситуации либо сравнимые с ними или более
серьезные иные последствия.
В соответствии с положениями СП 132.13330.2011 «Свод правил. Обеспечение
антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования
проектирования» [5] в зависимости от вида и размеров ущерба, который
может быть нанесен объекту, находящимся на объекте людям и имуществу в
случае реализации террористических угроз, все объекты подразделяются на
следующие классы:
- класс 1 (высокая значимость) – ущерб в результате реализации
террористических угроз приобретет федеральный или межрегиональный
масштаб;
- класс 2 (средняя значимость) – ущерб в результате реализации
террористических угроз приобретет региональный или межмуниципальный
масштаб;
- класс 3 (низкая значимость) – ущерб в результате реализации
террористических угроз приобретет муниципальный или локальный масштаб.
Для установления класса объекта применяются методы многокритериальной
оценки возможного ущерба от террористических угроз. Так, для
качественной оценки возможных последствий реализации террористических
угроз используют 4 вида ущерба: государственно-политический, социальный,
финансово-экономический, экологический (см. таблицу 1).
В качестве первичных качественных критериев категорирования объектов по
одному из видов ущерба используются следующие характеристики:
- наличие категории по гражданской обороне или режиму секретности;
- наличие в составе объекта взрывопожаро-опасных или пожароопасных
помещений и (или) зданий;
- наличие категории по степени радиационной, химической или
биологической опасности;
- численность персонала свыше 500 человек;
- материальные активы свыше 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ)
[6] (статья 1).
Таблица 1
Критерий категорирования объектов
(вид ущерба) |
Основные характеристики возможного ущерба |
Государственно-политический |
Ущерб государственно- политической
системе, обороноспособности и безопасности государства |
Социальный |
Нанесение вреда отдельным гражданам,
большим слоям населения или обществу в целом |
Финансово-экономический |
Ущерб финансово-кредитной системе и
экономике государства |
Экологический |
Нанесение вреда природным ресурсам и
экосистеме |
Для количественной оценки возможных последствий реализации
террористических угроз используют размеры (масштабы) ущерба: потери в
натуральных единицах (число пострадавших, площади пораженных территорий,
время, необходимое на восстановление объекта); экономические потери в
денежном выражении.
При этом качественные критерии и предельные значения количественных
критериев для каждой группы объектов принимаются актами Правительства
РФ, нормативными правовыми актами ФСБ России. В случае отсутствия данных
критериев в указанных документах класс объекта определяется по
усмотрению заказчика или застройщика.
Классификация объектов
Классификация объектов проводится с целью группирования объектов по
функционально-отраслевым признакам и предназначена для формирования
перечней объектов различных категорий опасности.
В настоящее время существует перечень из 1131 объекта, определенных как
стратегические предприятия и организации; их категории не
устанавливаются. Вместе с тем Правительством Российской Федерации
утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране [7]
(приложение 1), а также Перечень объектов, подлежащих обязательной
охране полицией [8].
Порядок категорирования объектов
Общий алгоритм категорирования объектов можно представить в виде четырех
этапов:
1) в соответствии с качественными критериями определяют виды ущерба;
2) устанавливают размеры физического ущерба (количество пострадавших,
площади зараженных территорий, время, необходимое на восстановление
объекта, и т.п.);
3) осуществляют пересчет количественных показателей физического ущерба в
стоимостные (денежные);
4) по видам и размерам ущерба устанавливают категорию объекта.
Категорирование объектов осуществляется специально создаваемыми
федеральной и территориальными межведомственными комиссиями. В состав
федеральной межведомственной комиссии входят представители МВД, МЧС,
ФСБ, Минэкономразвития, Минфина, Ростехнадзора, ГК «Росатом».
В состав территориальных межведомственных комиссий входят представители
территориальных и иных подразделений вышеуказанных ведомств, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и территориальных
антитеррористических комиссий.
Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации и иные заинтересованные органы
государственной власти и организации формируют списки объектов,
подлежащих категорированию, и направляют их в территориальные
межведомственные комиссии. Территориальные межведомственные комиссии
организуют подготовку исходных данных в соответствии с критериями
категорирования и с учетом возможных террористических угроз, дают
экспертную оценку фактического состояния защищенности объектов.
Федеральная межведомственная комиссия на основе анализа сведений,
поступивших из территориальных межведомственных комиссий, оценивает
допустимость и обоснованность включения конкретного объекта в
соответствующий перечень.
По результатам формируется «Перечень объектов, подлежащих обязательной
антитеррористической защите», который в установленном порядке
представляется для утверждения в Правительство Российской Федерации.
Порядок категорирования объектов международной или федеральной
значимости (высшая категория) устанавливается Правительством Российской
Федерации.
Особенности категорирования опасных объектов
Следует отметить, что к категории опасных объектов, помимо критически
важных объектов, согласно терминологии ГОСТ Р 52551-2006 относятся:
- объект особо важный - это техногенный, природный, природно-техногенный
объект, подверженный риску криминальных угроз нанесения неприемлемого
ущерба самому объекту, природе и обществу, а также подверженный угрозам
возникновения чрезвычайных обстоятельств;
- объект повышенной опасности - это объект, на котором используют,
производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные,
взрыво- и пожароопасные, опасные химические и биологические вещества,
создающие реальную угрозу жизни и здоровью людей, а также окружающей
среде.
Необходимо также иметь в виду, что в соответствии с перечнем сведений,
составляющих государственную тайну (см. ст. 5 Закона Российской
Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» [9] и
Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 [10]),
наряду с иными, к государственной тайне относятся сведения о мерах по
обеспечению защищенности критически важных объектов и потенциально
опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации от террористических
актов или сведения, раскрывающие меры по обеспечению
антитеррористической защищенности критически важных объектов и
потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации, а
также результаты оценки их уязвимости.
Общие требования к технической системе антитеррористической и
противокриминальной защиты объектов
В соответствии с данной системой категорирования минимальные требования
к системам антитеррористической и противокриминальной защиты объектов и
их составляющим ступенчато (по категориям объектов) дифференцируются от
«самых жестких» (для объектов высшей категории) до «самых мягких» (для
объектов III категории), образуя четыре класса защиты:
- для объектов высшей категории – класс защиты не ниже 4;
- для объектов I категории – класс защиты не ниже 3;
- для объектов II категории – класс защиты не ниже 2;
- для объектов III категории – класс защиты не ниже 1.
При этом можно практически без изменений использовать руководящие
документы и рекомендации МВД России [1], в которых представлены
количественные и качественные характеристики средств
инженерно-технической укрепленности.
В настоящее время наиболее полные и консолидированные нормы и
рекомендации по классификации охраняемых объектов различных форм
собственности и ведомственной принадлежности в зависимости от степени их
значимости, концентрации материальных, художественных, исторических,
культурных и иных ценностей, последствий возможных преступных
посягательств на них приведены в Руководящем документе МВД России РД
78.36.006-2005 «Выбор и применение технических средств охранной,
тревожной сигнализации и средств инженерно-технической укрепленности для
оборудования объектов. Рекомендации» [1].
В соответствии с Руководящим документом [1] все объекты, их помещения и
территории подразделяются на две группы (категории): А и Б. Ввиду
большого разнообразия различных по составу объектов в каждой группе они
дополнительно подразделяются на подгруппы: AI и АII, БI и БII.
Объекты подгрупп AI и АII - это объекты особо важные, повышенной
опасности и жизнеобеспечения, противоправные действия (кража, грабеж,
разбой, терроризм и т.п.) на которых, в соответствии с законодательством
Российской Федерации, могут привести к крупному, особо крупному
экономическому или социальному ущербу государству, обществу,
предприятию, экологии и т.п.
Объекты подгрупп БI и БII - это объекты, хищения на которых, в
соответствии с законодательством Российской Федерации, могут привести к
ущербу в размере до 500 (включительно) и свыше 500 МРОТ [6] (статья 1),
соответственно.
Объекты подгруппы AI:
- объекты особо важные, повышенной опасности и жизнеобеспечения,
включенные в Перечень объектов, подлежащих государственной охране, [7] и
Перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией, [8];
- объекты, включенные органами власти субъектов Российской Федерации или
местного самоуправления в перечни объектов особо важных, повышенной
опасности и жизнеобеспечения;
- объекты по производству, хранению и реализации радиоактивных,
наркотических веществ, сильнодействующих ядов и химикатов,
биологических, токсических и психотропных веществ и препаратов (базы
аптекоуправления, аптеки, склады медрезерва, научные, медицинские
учреждения и другие заведения, в практике которых используются эти
вещества);
- ювелирные магазины, базы, склады и объекты, производящие и
использующие ювелирные изделия, драгоценные металлы и камни;
- комнаты хранения оружия (КХО) и помещения для хранения радиоизотопных
веществ и препаратов, предметов старины, искусства и культуры;
- объекты кредитно-финансовой системы (банки, операционные кассы вне
кассового узла, пункты обмена валюты, банкоматы);
- кассы предприятий, организаций, учреждений, головные кассы торговых
предприятий;
- сейфовые комнаты, предназначенные для хранения денег, ювелирных
изделий, драгоценных металлов и камней;
- другие аналогичные объекты и имущественные комплексы.
Объекты подгруппы АII (специальные помещения объектов особо
важных и повышенной опасности):
- хранилища и кладовые денег и валюты, ценных бумаг;
- хранилища ювелирных изделий, драгоценных металлов и камней;
- хранилища секретной документации;
- специальные хранилища взрывчатых, радиоактивных, наркотических,
химических, бактериологических, токсичных и психотропных веществ и
препаратов;
- специальные фондохранилища музеев и библиотек.
Объекты подгруппы БI:
- объекты хранения или размещения изделий технологического,
санитарно-гигиенического и хозяйственного назначения,
нормативно-технической документации, инвентаря и т.п.;
- объекты мелкооптовой и розничной торговли (павильоны, палатки, ларьки,
киоски).
Объекты подгруппы БII:
- объекты хранения или размещения товаров, предметов повседневного
спроса, продуктов питания, компьютерного оборудования, оргтехники,
видео- и аудиотехники, кино- и фотоаппаратуры, натуральных и
искусственных мехов, кожи, автомобилей и запасных частей к ним,
алкогольной продукции с содержанием этилового спирта свыше 13 процентов
объема готовой продукции.
Объекты, не вошедшие в указанные перечни, классифицируют по ближайшему
аналогу с учетом возможного риска и ущерба вследствие преступного
посягательства на них.
Каждой подгруппе объектов соответствует определенный класс (степень)
защиты конструктивных элементов (ограждающих конструкций и средств
инженерно-технической укрепленности).
Требуемый класс защиты конструктивных элементов для различных подгрупп
объектов, а также перечни конструкций и материалов, с помощью которых
достигается требуемый класс защиты объекта, приведены в РД
78.36.006-2005 (приложения А – Ж) [1].
Далее
>>> |